Александр Трифонович Твардовский (8 (21) июня 1910, хутор Загорье, Смоленская губерния, Российская империя — 18 декабря 1971, Пахра, Московская область, СССР) — советский писатель и поэт.
Произведения Александра Твардовского здесь>>>
БИОГРАФИЯ
Александр Твардовский принадлежит к числу величественных, но противоречивых до раздвоенности фигур. Таких было немало среди выдающихся советских художников. Лауреат трех Сталинских, Государственной и Ленинской премии. Кавалер трех орденов Ленина, Трудового Красного Знамени и многих других. Депутат Верховного Совета РСФСР. Кандидат в члены ЦК КПСС. Обладатели стольких наград, титулов и званий обычно считаются обласканными властью, но в данном случае все гораздо сложнее. Твардовский так и не забронзовел, не стал советским литературным «генералом». Многие годы Твардовский был главным редактором журнала "Новый мир", мужественно отстаивая право на публикацию каждого талантливого произведения, попадавшего в редакцию.
Детство Твардовского прошло на хуторе Загорье (под Смоленском), где он родился 21 июня 1910 года. У его отца было 12 десятин земли, и дети (трое братьев и сестра) помогали ее обрабатывать. «В жизни нашей семьи бывали изредка просветы относительного достатка, но вообще жилось скудно и трудно», — пишет поэт в дневниках. Вечерами вся семья собиралась за столом, и отец читал «Полтаву», «Дубровского», «Тараса Бульбу». Как-то в дом приехал дальний родственник — гимназист, и представил свой стих «Осень». 10-летний Саша решил, что такое дело и ему по плечу — через несколько дней уже была готова парочка стихов о лете. В 14 лет его заметки печатают в газетах, что делает юного Твардовского большим авторитетом в глазах односельчан. В тридцатые годы его отец был "раскулачен" и выслан из родной деревни. Об этих тяжелых годах ярко рассказал в своих мемуарах брат поэта Иван Трифонович. Новые хозяева жизни не посчитались даже с тем, что Трифон Гордеевич вместе с семьей сам обрабатывал землю и не нищенствовал только благодаря своему трудолюбию. Они ничего не имели и против революции — наоборот даже, новые порядки казались им началом "счастливого светлого будущего".
В 1928 году А.Т. Твардовский переезжает в Смоленск, где он живет, учится в педагогическом институте. Много ездит по стране. В то же время проходит хорошую школу поэтического мастерства у М.В. Исаковского, принимает активное участие в общественной и литературой жизни Смоленщины.
До 1936 г. жил и творил на Смоленщине. Печатался в газетах «Юный товарищ», «Смоленская деревня», «Рабочий путь», «Большевистский молодняк», в журнале «Наступление». Был ответственным секретарем журнала «Западная область». Опубликовал 260 произведений в стихах и прозе, в т.ч. 3 поэмы. Впечатления и наблюдения, почерпнутые из многочисленных поездок по родному краю, легли в основу его поэм 'Путь к социализму", "Вступление", "Страна Муравия", многих стихотворений, посвященных коллективизации сельского хозяйства. Широкое признание принесла А.Т. Твардовскому поэма "Страна Муравия" (1936), отмеченная в 1941 году Государственной премией СССР. Состоял в Ассоциации писателей до марта 1931 г. Исключен за «неправильное освещение классовых отношений» в произведениях и в связи с раскулачиванием и высылкой из Загорья семьи.
В 1936 году А.Т. Твардовский переехал в Москву. В 1939 году окончил Московский институт истории, философии и литературы (МИФЛИ). Участвовал в советско-финляндской войне 1939-40 г. В годы Великой Отечественной войны он был на фронте, от начала до победоносного ее завершения находился на переднем крае борьбы с немецко-фашистскими захватчиками. Награжден орденами Отечественной войны I и II степени, Красной Звезды, медалями.
Написанная им поэма "Василий Теркин" стала классикой русской поэзии двадцатого века. В "Василии Теркине" была высказана первая в советской литературе правда о войне, и потому поэма с трудом пробивалась к читателю: приостанавливалась, запрещалась. Отстояла ее, по сути, солдатская масса. Ныне некоторые требовательные критики упрекают автора "Теркина", что он сказал не всю правду о войне. Но он такой цели и не ставил, создавая поэму в гуще "страшного, кровавого боя". А правда остается правдой независимо от ее количества, главное, что автор "никогда не лгал для лжи".При жизни Сталина Твардовский написал о нем мало — всего-то цикл из трех небольших стихотворений, который вряд ли понравился бы вождю. Сталин — "один из нас": думает, как мы, говорит то, что мы думаем. Эти три стихотворения 1951 года совсем не похожи на те, что слагались в ту пору про вождя, прославляя его сверхчеловеческий гений. В "Стране Муравии" поэт от имени мужика просит у Сталина ответа на вопросы, которые никто в середине 30-х годов не решился бы поставить перед вождем. А в военных поэмах Сталин вообще не упоминается.
Непосредственный фронтовой опыт, глубокие раздумья об исторических судьбах народа, сложностях повседневной жизни, реальной действительности, стремление предельно откровенно, правдиво осмыслить '"мир большой и трудный" нашли художественное воплощение в поэме "Дом у дороги" (Государственная премия СССР, 1947), в книге "Из лирики этих лет. 1959-1967" (Государственная премия СССР. 1971)
Я убит подо Ржевом,
В безыменном болоте,
В пятой роте, на левом,
При жестоком налете.
Я не слышал разрыва,
Я не видел той вспышки,—
Точно в пропасть с обрыва —
И ни дна, ни покрышки.
И во всем этом мире,
До конца его дней,
Ни петлички, ни лычки
С гимнастерки моей.
Особое место в его творчестве занимает поэма "За далью — даль", написанная в 1953-66 годах, представляющая страстную, взволнованную исповедь сына своего века. В ней отражены умонастроения советского общества в пятидесятых годах, размышления о судьбах простых людей, о своей собственной биографии, ее трагических страницах (необоснованные репрессии родителей, родных братьев).
Твардовский верил в советскую идеологию, но правда для него была важнее. Именно это врождённое чувство правды не позволяло ему принимать безоговорочно то, что ему навязывали. Из-за этого в итоге и возникло его противостояние с властью — готовый служить идее, он не был готов обслуживать партаппарат.
«Новый мир» под руководством Твардовского в СССР 60-х был тем же самым, что для перестроечной России стало новое телевидение. «Новый мир» формировал общественное мнение, на его страницах печатались В. Гроссман, В. Войнович, С. Залыгин и другие — смелые, злые, говорящие правду. А апофеозом вольномыслия стала публикация повести «Один день Ивана Денисовича» А. Солженицына. «Рукопись эта попала к Твардовскому в конце 1961 г., — говорит писатель, литературовед Бенедикт Сарнов. — Как вспоминал сам Александр Трифонович, он решил прочитать её перед сном, чтобы решить, достойна ли она публикации. Разделся, лёг в кровать, прочёл первую страницу… После чего встал, оделся, сел за стол и прочёл всё от начала и до конца — читать такую вещь лёжа было нельзя. Твардовский решил во что бы то ни стало добиться разрешения на публикацию. Александр Дементьев, бывший в ту пору его заместителем, пытался его отговорить: «Если мы с тобой эту вещь напечатаем, то журнал мы потеряем. А ты знаешь, что значит «Новый мир» и для страны, и для мира?» На что Твардовский произнёс гениальную фразу: «Если я не могу напечатать это, зачем мне тогда журнал?».
Твардовский, занимавший в советской литературной иерархии довольно высокое место, всё же был не всесилен — «Иван Денисович» мог быть опубликован только с разрешения Хрущёва. Помощник Хрущёва, человек либеральных взглядов, в нужный момент дал Никите Сергеевичу рукопись Солженицына. Хрущёву она понравилась. «Ивана Денисовича» напечатали — и это до некоторой степени изменило всю литературную и общественную жизнь в России».
К сожалению, изменилась она ненадолго. У Солженицына нашлись мощные враги. Началась травля — не только Александра Исаевича, но и Твардовского. Ему припомнили всё: что не подписал письмо в поддержку ввода войск в Чехословакию, что заступился за опального учёного Жореса Медведева, которого за книгу «Биологическая наука и культ личности» сперва уволили, а в 1970 г. засадили в калужскую психиатрическую больницу. Твардовский не просто вступился — лично помчался в психушку выцарапывать Медведева. А на предупреждения искушённых в придворных интригах людей: «У тебя на носу юбилей — 60 лет. Тебе же не дадут Героя Соцтруда!» — ответил: «В первый раз слышу, что Героя у нас дают за трусость».
Для всякого художника, в особенности художника слова, писателя, наличие этой малой, отдельной и личной родины имеет огромное значение... В творениях подлинных художников — и самых больших и более скромных по своему значению — мы безошибочно распознаем приметы их малой родины".
Нежную сыновнюю привязанность к родным местам, к хутору Загорье, Смоленску, благодарную память о них А.Т.Твардовский пронес через всю жизнь, выразил в своих стихах, поэмах, прозе, страстной публицистике, в созданных им поэтических образах.
Умер Александр Трифонович Твардовский 18 декабря 1971 года в дачном поселке близ Красной Пахры Московской области. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. На свежую могилу поэта из пакета была высыпана земля, привезенная с отчего Смоленского края.
Память А.Т.Твардовского увековечена на его малой родине: в Смоленске и Починке его именем названы улицы, установлены мемориальные доски. В областном центре создан мемориальный музей. 2 мая 1995 года в центре города-героя Смоленска, напротив гостиницы, над которой 25 сентября 1943 года бойцы водрузили красный флаг, был открыт памятник поэту и воину Александру Твардовскому и Василию Теркину: знаменитому русскому писателю и его всемирно известному литературному герою. Союз писателей России учредил литературную премию им. А.Т.Твардовского "Василий Теркин".
24 мая 1986 года за большие заслуги перед Отечеством, родным краем, городом на Днепре А.Т. Твардовскому присвоено (посмертно) звание "Почетный гражданин города-героя Смоленска".