Замечательно, что среди всех тем сочинений есть и такая. Я не задумывалась при выборе. Во-первых, потому что любимая книга вот уже несколько лет неизменно одна и та же. Во-вторых, потому что писать о ней легко, ведь знаешь ее наизусть. А в-третьих, писать очень интересно. Можно поделиться своими размышлениями и впечатлениями.
Моя любимая книга, к сожалению, не включена в школьную программу литературы. И совершенно напрасно. В ней утверждаются высокие нравственные ценности (это ведь особенность, объединяющая все произведения школьной программы). А тема Великой Отечественной войны в ней раскрыта, мне кажется, так, как ни в одной другой из прочитанных мною книг. Я говорю о повести «Сестра печали» Вадима Шефнера. Повесть о любви, дружбе, о вечных человеческих бедах, печалях, заботах и радостях. И о войне. Главное — о войне.
Первое, что покорило меня в «Сестре печали»,— место действия. Васильевский остров. Самый таинственный и уютный район Петербурга. Шефнер жил на Васильевском, поэтому все, о чем он писал, было ему родным, знакомым, близким. Он знал каждый переулок, сквер, дом. Я провела первые годы своей жизни на Васильевском острове. Всего семь лет, но я очень хорошо помню и наш дом, и тихие линии, и церковь на углу Седьмой и Большого. И я очень привязана к этим местам.
Читая повесть, я каждый раз возвращаюсь в детство. А автора воспринимаю, как очень близкого друга, потому что он странным образом чувствует то же, что и я. Это все время поражает меня, заставляет листать с нетерпением страницу за страницей, читать запоем. А ведь я читала эту книгу раз пятнадцать, каждый раз обращая внимание на все новые подробности.
Но главное, что привлекает меня в книге, — даже не это, а та предельная искренность, с которой писатель говорит о чувствах своих героев. В основном же — о чувствах главного героя, Толи. Толя — совершенно обычный человек. Он отнюдь не похож на привычного литературного героя, которого любой автор слегка идеализирует. Герой Шефнера не только не обладает какими-то выдающимися способностями или редкими качествами, но скорее даже имеет много недостатками. Он не особенно интеллигентен, часто неловок и неуклюж, любит выпить, вовсе не красив. Но зато в нем есть гораздо более важные качества, которые заставляют читателя относиться к нему с теплотой и симпатией. Это его бескорыстие, щедрость, готовность помочь, скромность, умение прощать и забывать обиды. Наконец, это его отношение к друзьям и любимой. Но об этом нужно говорить особо.
Друзья Толи — такие же бывшие детдомовцы, как он сам. Может быть, именно общее прошлое и голодное детство связывают их такими крепкими узами. Они подшучивают друг над другом и никогда не упустят случая съязвить. Но как только происходит что-то серьезное — встают на защиту друг друга. И если одному грозит исключение из техникума, то и все остальные, не задумываясь, готовы уйти вместе с ним. Не говоря уж о более серьезных жизненных испытаниях.
Но самое поразительное в повести — это то, как преображается не особенно сентиментальный, «толстокожий» главный герой, встретив свою любовь, Лелю. Он относится к ней трепетно и нежно, боясь задеть ее, поранить, напугать. И больше всего на свете он боится потерять Лелю, хотя и сознает, что это может произойти в любой момент, ведь она «лучше» его. Вся повесть — об этой любви. Даже когда Толя и Леля еще не встретились, читатель живет ожиданием этой любви вместе с главным героем. Наверное, это была бы счастливейшая повесть о любви, если бы не война.
Война смешала все судьбы в один сплошной ком. Бросила людей в жуткую мясорубку, где семьи, возлюбленные, друзья теряли друг друга. Навсегда.
Мы — счастливое поколение. Счастливое потому, что не знаем, что такое война, которая вдруг врывается в твой дом. Понять весь ужас войны и тем более блокады ни для меня, ни для кого- либо из моих сверстников невозможно. Но книга «Сестра печали» (а эти слова — синоним войны) все-таки в какой-то мере помогла мне осознать это. И я совершенно точно знаю, почему именно эта книга.
Все просто. Дело в том, что главных героев я не воспринимаю как литературных персонажей. Для меня они живые люди, люди, реально существующие в одно время со мной. Их чувства настолько знакомы мне, что, читая, я почти отождествляю себя с героями. И война, так внезапно ворвавшаяся в их жизни, врывается и в мою судьбу, потому что, когда я читаю «Сестру печали», я там, с ними, на тихих линиях Васильевского острова, на войне, в блокадном Ленинграде.
Ни в одной из книг Шефнера я не встречала того, что принято называть пафосом. Он не пишет громких и торжественных слов, говоря о войне. Напротив, он говорит о мелочах, о незначительных деталях и происшествиях. О том, из чего и складывается целостная и ясная картина. И вот из каких деталей складывается картина войны и блокады для меня, когда я читаю повесть: взлетающая рыжая земля при обстреле; расстрел животных из зверинца в каком-то провинциальном городе; госпиталь в бывшем Доме культуры; подсоленный кипяток, который пьют голодные солдаты; стрельба по воронью; старые банки с засохшей сгущенкой; горящая в буржуйке дверца шкафа с надписью: «... война — сестра печали, горька вода в колодцах ее».
Только мелочи и бытовые детали помогают понять все, что хотел сказать автор. А он говорит нам о том, что потери, принесенные войной, непоправимы, необратимы, безысходны. То, что было до войны, никогда не повторится. И хоть было бы легче забыть то, что отняла война, но сделать это невозможно. Память можно заставить забыть что-то страшное, плохое. Но никогда человек не сможет забыть счастье, которое у него внезапно вырвали, отобрали. Отобрали не за какие-то грехи, а просто так. Потому что у войны свои законы.
Так случилось и у Толи. Умерла Леля. И он, хотя со времени ее смерти проходят годы, десятки лет, не может забыть. И знает сам, что не забудет никогда. Война не щадит ни лучших, ни худших. Она просто не разбирает и подминает под себя всех. Нет человека, который вышел бы из войны без потерь.
Вот и Толя знает, что война кончится для него только тогда, когда он умрет. И тогда же умрет с ним Леля, в гибель которой он не может поверить.
Что дала мне эта книга? Почему я перечитываю ее снова и снова? Я сделала для себя два главных вывода. Война — это не абстрактное зло. Она может ворваться в жизнь любого, самого мирного человека. И ничего с этим сделать нельзя. И второе, что я поняла, — свои чувства нужно ценить и беречь. Ведь отнять их у нас могут внешние обстоятельства, а сохранить — только мы сами.