Вход в аккаунт

Вы здесь

Проблема упадка дворянства в романе И.А. Гончарова "Обломов"

Проблема упадка дворянства в романе И.А. Гончарова "Обломов"

«Обломов» И. А. Гончарова, опубликованный на страницах «Отечественных записок» в начале 1859 года, вызвал бурную ответную реакцию критики. Статья Добролюбова «Что такое обломовщина?» стала заметным событием в общественной жизни. Не рассматривая философские вопросы, прозвучавшие в «Обломове», критик анализировал проблематику романа исключительно с социологических позиций, при этом тип главного героя истолковывался как воплощение всех сословных пороков дворянства.
Однако содержание книги Гончарова не ограничивается критикой господствующего класса, а проблемы, затронутые автором в этом произведении, отнюдь не сводятся к проблеме деградации русской аристократии. Ведь положительные и деятельные герои, играющие в романе роль антиподов Обломова — Штольц и Ольга, — приходят в конечном счете к той же «обломовщине», только принявшей другое обличье.
Исследуя проблему упадка дворянства, Гончаров стремится понять смысл и последствия перемен, происходящих в обществе, осознать настоящее и будущее России в контексте национальной истории и культуры. Дворянство, принадлежность к которому обусловила характер гончаровского героя, было носителем высоких культурных традиций и одновременно сохраняло органические связи с народной почвой; именно дворянство выработало русскую личность и дало лучшие ее образцы в своих представителях. Но оно оказалось несостоятельным в условиях изменившегося общества, втянутого в гонку буржуазного «прогресса».
Обломов сознает свою непригодность к «делу», неспособность к штольцевской дисциплине и социальной активности. При этом он интуитивно чувствует, что его противостояние «прогрессу» не лишено смысла. Состояние душевной гармонии дороже для героя, чем карьерный рост, материальный достаток, жизненный успех, поэтому Обломов упорно отстаивает свое право на самобытную внутреннюю жизнь, на независимость в сферах мысли и чувства, отгораживается безобразным бытом, апатией от агрессивных требований русской действительности середины XIX века.
Бесспорно, лень и неповоротливость Обломова могут быть объяснены его социальным происхождением, но и присущие герою врожденное благородство и безупречная честность — также часть его сословного наследия. «Обломовщина» мгновенно слетает с Ильи Ильича, когда негодяем задета честь его друга и возлюбленной. В этой сцене с Тарантьевым он — рыцарь, великолепный в своем благородном гневе.
Штольц (по-немецки — «гордый») ценит ум и душу Обломова, именует его поэтом, философом, актером. Однако в его отношении к Илье Ильичу, беспомощному в житейских делах, есть оттенок снисходительного пренебрежения. Обломов со своей стороны восхищается и гордится другом, но не может разделить его взглядов относительно смысла и целей человеческого существования - по Штольцу, труд есть «образ, содержание, стихия и цель жизни».
Русский мечтатель Обломов — наследник многовековой общинной культуры, патриархального жизненного уклада. Для него «жизнь есть поэзия», а подлинное счастье заключается не в достижении успеха, а в общении с беззлобными, искренними людьми — в том, что «в глазах собеседника увидишь симпатию, в шутке искренний, незлобный смех».
Прозаический немец Штольц — наследник протестантской культуры и носитель индивидуалистического типа сознания, характерного для западной буржуазной цивилизации. Он воспринимает идиллию, рисуемую Обломовым, только как сонное царство довольства и праздности.
Проблема несовместимости двух «миров» — патриархальнодворянского в лице Обломова и буржуазного в лице Штольца — имеет не только культурно-исторический, но и философский аспект. Если жизненный сценарий Штольца определяется вопросом «Как жить?», то философский поиск Обломова направлен на решение вопроса «Зачем жить?».
Со Штольцем в романе Гончарова связан мир современной цивилизации со всеми его совершенствами, где преуспевающий делец ездит по делам в Париж и Швейцарию, успевает в науках, предпринимательстве, любви, искусствах. Гончаров задумывал этот образ с намерением противопоставить апатичному, неподвижному, мечтательному герою энергичного, целеустремленного, практического деятеля, которому предстоит преобразить Россию. Однако жизненная правда повествования внесла существенные коррективы в художественно-идеологические расчеты автора. На фоне характера Обломова, органически вырастающего на русской почве, Штольц выглядит героем странным, «о котором не знаешь, откуда и зачем он», как с некоторым недоумением признался сам романист.
О том, что Штольцу не удалось «перевесить» Обломова, свидетельствует и финал романа: деятельность Штольца находит окончательное завершение, успокоение в семейном благополучии в крымском имении, которое, по сути, та же Обломовка, только устроенная в новейшем вкусе. Ведь штольцевский прогресс — это движение по кругу, хотя и довольно большому, но не выводящему на новые исторические пути. Такое, взятое с точки зрения Обломова, истолкование получает Штольц в романе, несмотря на иные первоначальные намерения автора.
Совместимы ли буржуазный прогресс и традиционные ценности? Зачем живет человек? Какие потрясения ожидают Россию, какая уготована ей судьба? Каков нравственный смысл штольцевского прогресса? Роман Гончарова не дает ответа на эти вопросы, а лишь ставит их перед читателем. Для людей, подобных Штольцу, подобных вопросов не существует, люди обломовского склада не готовы дать на них ответы. «Или я не понял этой жизни, — признается Обломов Штольцу, — или она никуда не годится...»
Современную действительность Обломов понял верно: в эпоху Штольцев жизнь становится все более безразличной к человеку, все менее совместимой с живыми движениями его души. Но герой, замкнувшийся в идиллических местах об утраченном прошлом, не смог предложить новую «идею бытия», новую «идею человека», не нашел своего слова, чтобы ответить на «гамлетовский вопрос» о том, каким должен стать человек в условиях новой эпохи. Гончаров же не оставляет надежды найти такое слово в русской жизни.
Описание сна персонажа имеет в русской литературе давнюю традицию; к теме сна обращались в своем творчестве Жуковский («Светлана») и Пушкин («Капитанская дочка», «Евгений Онегин»), Лермонтов («Мцыри») и Достоевский («Преступление и наказание»). Сон раскрывает глубинное содержание душевной жизни героя, рассказывает на языке символов о «невыразимом», ускользающем от рационального анализа; он переводит повествование в сферу мифологических представлений, часто пронизан фольклорной образностью.
Таков и «Сон Обломова» — один из ключевых эпизодов знаменитого романа И. А. Гончарова. В Обломовке, которую герой видит во сне, формируется душевный склад Ильи Ильича, предопределивший его судьбу. Здесь лежат причины такого удручающего и неискоренимого в русской жизни явления, как «обломовщина», а с другой стороны — здесь же лежат истоки той «голубиной кротости» и незамутненной ясности души, которыми столь разительно отличался Илья Ильич от окружающего его предприимчивого и меркантильного мира.
Отношение автора «Обломова» к своему герою неоднозначно. В романе писатель с горечью и грустью пишет о «свете», наполнявшем душу Ильи Ильича, — свете, который «только жег свою тюрьму, не вырвался на волю и угас», о постепенном умирании личности: «Он тихо и постепенно укладывался в простой и широкий гроб... сделанный собственными руками...» Но в то же время автором многократно подчеркнуто, что Обломов не может быть сведен к одной только «обломовщине», что в этой душе есть много бесценных, редких качеств — ведь прав был Захар, сказавший о своем покойном барине: «На радость людям жил, жить бы ему сто лет...» Эта двойственность отношения автора к Обломову выражена и в описании сна героя.
«Сон Обломова» может быть разделен на две части. Первая часть рисует идиллическую картину совершенного, безмятежного бытия, память о котором озаряет душу героя тихим и мягким сиянием; «утраченный рай» детства он стремился вновь обрести и в своей взрослой жизни. Эти страницы овеяны особым лиризмом, напоминающим о волшебной сказке. Герой 
видит «благословенный уголок земли»: небо, подобное «родительской кровле» (оно «ближе жмется к земле», стремясь «обнять ее покрепче, с любовью»), невысокие холмы, с которых «приятно кататься» или смотреть на заходящее солнце. Здесь нет ничего «грандиозного, дикого и угрюмого»: весело бежит река меж отлогих песчаных берегов, сладко журчат ручьи. Мир обломовского сна наполнен тихой радостью патриархального бытия. По-домашнему приветливое небо, добродушная луна, похожая на «медный вычищенный таз», мирное жужжание мух, пение перепелов — все гармонично соединено в светлую, отрадную для взгляда картину. Природа в Обломовке всегда приветлива, времена года сменяют друг друга в положенный срок, радуя все теми же, повторяющимися и узнаваемыми картинами. Зима с ее холодной красотой «выдерживает свой характер» до весны, не дразня внезапными оттепелями. Весной бегут ручьи, оживает земля, а лето наполнено знакомыми с детства запахами полыни, сосны, черемухи. Летнее солнце не палит, а ласково греет. «Ни страшных бурь, ни разрушений не слыхать в том краю», — пишет автор. Все сулит долгую и счастливую жизнь, которая завершается мягкой и незаметной, похожей на сон смертью.
Люди, населяющие Обломовку, живут счастливой, спокойной жизнью, никуда не торопясь, не ведая страстей и волнений. Крестьяне жнут, пашут и сеют, довольные своей судьбой и убежденные, что «жить иначе — грех». Никто не ворует, не напивается допьяна. Здесь не бывает «ни грабежей, ни убийств, никаких страшных случайностей», а если они иногда и вторгаются в эту устоявшуюся жизнь, то лишь из внешнего по отношению к Обломовке мира.
Автор разворачивает перед нами реалистические картины быта Обломовки, повествует о воспитании героя, о его родителях — этому посвящена вторая часть «Сна Обломова». В господском доме живут размеренно и не спеша. Главную заботу составляют «кухня и обед» — о нем совещаются долго и основательно, «целым домом». После обеда весь дом погружается во «всепоглощающий» сон, после которого пьют «чашек по двенадцати» чаю. Илюша растет в атмосфере любви и обожания. Его страстно, самозабвенно любит мать, осыпают ласками и поцелуями «штат и свита» дома Обломовых. Заботливая, любящая няня рассказывает Илюше сказки о Емеле, о неведомых краях, где текут реки меда и молока и «никто ничего круглый год не делает» (о поэтизации лени в русском фольклоре автор говорит с горькой иронией). Не только нянины сказки, но и весь быт обломовцев обнаруживает связь с давно ушедшими временами, с языческой древностью. Здесь верят в приметы, соблюдают обряды и традиции, чтут старину и больше всего на свете боятся перемен.
Сон героя раскрывает природу «барства» Ильи Ильича, причины его пассивно-созерцательного отношения к жизни и бездеятельности. Лень и нелюбовь ко всякому активному действию были присущи всем обломовцам — от крестьян до господ. Отец героя, Илья Иванович, был занят тем, что ходил из угла в угол, нюхал табак или наблюдал за происходящим на дворе. Мать также была «сильно занята», по ироническому замечанию повествователя: обсуждала часа по три, как перешить из старой фуфайки детскую курточку; следила, чтобы портной не украл остатки сукна; ходила поглядеть, «хорошо ли наливается яблоко».
Неумение организовать свой быт — также черта, вынесенная героем из детства. В Обломовке не любили труд, видя в нем «наказание, возложенное еще на праотцов наших». Потому шаталось крыльцо, падала галерея, валился плетень. А когда наступила пора учить подросшего Илюшу, родители больше всего были озабочены тем, чтобы сын не утратил «благословенной» полноты, не изнурил души и тела. Обломов жил в отчем доме, «как экзотический цветок в теплице». Всякое его желание предупреждалось, всегда к его услугам были «трое-четверо слуг» и верный Захар. Иногда Илюша чувствовал в себе стремление вырваться на простор жизни, ускакать на савраске в поля или поиграть в снежки с крестьянскими мальчишками. Но такие порывы воспринимались в Обломовке с ужасом и со временем угасли.
«Ищущие проявления силы обращались внутрь и никли, увядая», — с горечью говорит Гончаров, подводя итог повествованию о детстве героя.
В романе Обломов изображается как национальный характер, органически вырастающий на русской почве, пронизанный противоречивыми влияниями прошлого и настоящего, впитавший в себя и отрицательные, и благие стороны народной жизни. Сон героя позволяет объяснить истоки этого характера, дает ключ к пониманию романа в целом.

 

Яндекс.Метрика Анализ сайта