Вход в аккаунт

Вы здесь

Кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей

"Кто не изучил человека в самом себе,
никогда не достигнет глубокого знания людей"
Чернышевский Н. Г.

 

Автор в своем высказывании затрагивает проблему социального познания, отдавая ведущую роль в нем самопознанию – познанию самого себя. Попробуем разобраться, так ли основополагающая роль самопознания в познании других людей.

Процесс самопознания начинается с самых ранних лет, с того момента, как ребенок начинает выделять свое «Я» из окружающего его мира, и продолжается всю жизнь. Человек познает себя, основываясь не только на самонаблюдении и самоанализе, он познает себя и через других людей, анализируя их поведение и их оценки своей личности. В результате формируется самооценка человека. Так, родители, не устающие заслуженно восхвалять поступки своих детей, воспитывают успешных, уверенных в себе людей. Яркой иллюстрацией этих слов может служить автобиографический роман Ромена Гари «Обещание на рассвете», описывающий, как безграничная вера его матери в то, что ее сын «станет французским посланником, кавалером ордена Почетного легиона и будет одеваться по-лондонски», определила его судьбу.

Одной из особенностей социального познания является большая доля субъективизма. Действительно, общество, познавая само себя, не может дать объективную оценку своим действиям. Так, советские люди во времена СССР представляли причины второй мир войны не так, как люди западные или современные россияне, потому что некоторые факты умалчивались, искажались, окрашивались в тона господствующего мировоззрения. Так, например, в учебниках по истории говорилось о том, что немцы напали на Брестскую крепость 22.06.1941 г., но умалчивалась информация о том, что в 1939 году немцы отбили эту крепость у поляков и передали в дар СССР.

Добиться максимально объективного социального знания можно с помощью научных методов познания. К ним относятся опора на факты, строгость и однозначность теоретических понятий, доказательность рассуждений и их логическая непротиворечивость,­ объективность научных выводов, т. е. независимость научной истины от личных желаний, мнений и общественных предрассудков. Способность увидеть и почувствовать так, как видят и чувствуют другие люди, помогает ученому. Полная объективность социального познания недостижима, не только потому, что на познавательную деятельность ученого оказывают влияние его мнения и представления, стереотипы мышления, особенности образования и воспитания, но и потому, что ученый сам является объектом социального познания, а самооценка всегда субъективна. Т.е. с одной стороны способность сопереживать другим людям, выработанная в процессе самопознания, помогает лучше понять сущность социальных явлений, а с другой стороны формирует стереотипы мешающие объективной оценке.

Мне очень сложно выразить однозначное согласие или несогласие со словами Чернышевского, т.к. не узнав других людей невозможно глубоко изучить человека в самом себе, а не изучив человека в самом себе невозможно научиться сопереживать и чувствовать других людей. Самопознание и познание других людей – взаимодополняющие и неразрывные для человека, живущего в обществе процессы, а глубина знаний, полученных в результате, зависит, прежде всего, от уровня развития познавательных способностей, совершенства методов познания и объема накопленных знаний.

 

Яндекс.Метрика Анализ сайта