Как написать экзаменационное эссе по обществознанию
Понятие «эссе» (фр. опыт, проба, набросок, очерк) прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе с нею связанные.
Выделим признаки эссе:
1. Наличие конкретной темы или вопроса.
Тема эссе всегда конкретна
2. Личностный характер восприятия проблемы и её осмысление.
Эссе – жанр субъективный. Оно интересно тем, что даёт возможность увидеть личность автора, своеобразие его позиции, мышления, отношения к миру.
3. Небольшой объём.
Жёстких границ не существует. Иногда бывает достаточно одного листа, нескольких ёмких, побуждающих к размышлению фраз. (Старая установка – 150 слов).
4. Свободная композиция.
Эссе не терпит никаких формальных рамок.
5. Парадоксальность.
Эссе призвано удивить читателя. Оно и рождается из удивления. Отправной точкой для размышлений, воплощённых в эссе, являются афоризм, яркое высказывание или парадоксальное определение, сталкивающее на первый взгляд бесспорные, но взаимно исключающие друг друга утверждения, характеристики, тезисы. Примеры тем эссе: Иосиф Бродский «Похвала скуке», Вл. Набоков. Парадокс 1. странное, расходящееся с общепринятым мнением высказывание, а также мнение, противоречащее (иногда только на первый взгляд) здравому смыслу; 2. неожиданное, невероятное явление.
6. Непринуждённость повествования.
Автору эссе важно установить доверительный стиль общения с читателем. Эссеист намеренно избегает неясных, излишне строгих построений.
7. Внутреннее смысловое единство.
Парадокс жанра в том, что при свободной композиции субъективности, эссе вместе с тем обладает внутренним смысловым единством, т.е. согласованностью ключевых тезисов и утверждений, внутренней гармонией аргументов и ассоциаций, непротиворечивостью тех суждений, в которых выражена личностная позиция автора
8. Открытость.
Эссе остаётся принципиально незавершённым – не в том смысле, что автор намеренно не высказывает своего мнения до конца, а в том, что он не претендует на исчерпывающее раскрытие темы, на полный законченный анализ.
По содержанию эссе может быть философским, литературно-критическим, историческим, художественным, публицистическим, духовно-религиозным.
Этапы работы с эссе (технология).
Работу необходимо начинать с черновика.
1. Отвечаю на вопрос: Что, по моему мнению, хотел сказать автор?
Первая запись в черновике – точная формулировка темы. Надо вдуматься и понять смысл темы – это как основное условие выполнения задания.
2. формулировка своего отношения к высказыванию.
Отвечаю на вопрос: Согласен ли я с высказыванием или нет? Согласен, но не во всём – почему? В чём состоит моя собственная позиция по данному вопросу?
Начинать эссе целесообразно с ясного и четкого определения личной позиции:
«Я согласен с данным мнением»…
«Я не могу присоединиться к этому утверждению»…
«В данном высказывании есть то, с чем я согласен, и то, что кажется мне спорным»…
Уже в следующем предложении необходимо сформулировать понимание высказывания, ставшего темой эссе. Надо убедить экзаменаторов, что тебе ясен смысл высказывания. Не стоит дословно повторять утверждение – цитату. Важно так сформулировать его основную мысль, чтобы стал очевиден контекст, который определяет её содержание.
3. Осмысление проблемы в контексте базовой науки.
Тема – своего рода условие задачи. Как правило, она формируется так, что предполагает не один «правильный» ответ, а множество решений. Надо очертить творческое пространство. Главная задача выпускника понять и раскрыть тему, а не «уйти» от неё.
Отвечаю на вопросы: С какими основными проблемами обществоведческого знания связана данная тема? Что я должен знать, чтобы раскрыть ее? Фиксирую проблемы, аспекты раскрываемой темы.
4. Отбираю общественные термины, понятия и обобщения, которые потребуются мне для выражения и обоснования позиции на теоретическом уровне.
Отвечаю на вопросы: Какие известные мне из курса обществознания понятия и термины я должен использовать? Какие теоретические обобщения я должен учесть.
Полезно выписать в черновик в свободной форме всё, что может понадобиться в эссе. Это – понятия, противоречия, ассоциации, цитаты, примеры, тезисы, мнения, аргументы, имена, события. Записать всё, что кажется нужным, интересным, имеющим отношение к теме.
5. Обираю факты, примеры из общественной жизни и личного социального опыта, которые убедительно обосновывают мою позицию.
Отвечаю на вопросы: Какими фактами, примерами я могу подтвердить своё мнение? Убедительны ли они? В черновик полезно также вписать вводную и заключительную фразы будущего эссе.
6. В заключительном предложении (абзаце) подводятся итоги работы.
Иногда уместно перечислить вопросы, которые связаны с темой, но остались нераскрытыми или указать на аспекты и связи, в которых рассмотренная проблема приобретает новое измерение.
К достоинствам эссе, дополнительным аргументам в пользу того, что выпускник знает проблему и уверенно чувствует себя в её контексте, можно отнести включение в текст:
1. Краткой информации об авторе высказывания (выдающийся философ, великий русский мыслитель).
2. Его предшественников, последователей или противников.
3. Описание различных точек зрения на проблему или различных подходов к её решению.
4. Указание на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе.
В КРИТЕРИЯХ ОЦЕНИВАНИЯ ВЫДЕЛЯЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ КЛЮЧЕВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ОЦЕНКИ РАБОТЫ ВЫПУСКНИКА:
1. Раскрытие проблемы.
2. Представление собственной точки зрения, позиции, отношения.
3. Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.
Тема должна быть раскрыта преимущественно в категориях данной науки, хотя возможно привлечение терминологии других наук.
Раскрытие проблемы является обязательным условием выставления положительного балла. Это означает, что выпускник должен продемонстрировать как минимум понимание сущности проблемы и как максимум проанализировать различные аспекты проблемы.